Рассмотрение второй редакции проекта шифр темы ПНС 1.0.187-1.030.19

Технический комитет по стандартизации № 187 «Проведение исследований в полярных регионах» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии направляет членам ТК187 и заинтересованным организации «вторую редакцию» проекта национального стандарта ГОСТ Р «Полярное исполнение. Требования к стационарной (опорной) аппаратуре потребителя глобальных навигационных спутниковых систем. Специальные требования» (шифр темы ПНС 1.0.187-1.030.19).

 

Файлы доступны по ссылке: https://yadi.sk/d/IBpZNdhLw8uYWg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк проекту национального стандарта

ГОСТ Р «ПОЛЯРНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ К СТАЦИОНАРНОЙ (ОПОРНОЙ)  АППАРАТУРЕ  ПОТРЕБИТЕЛЯ ГЛОБАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ»

(шифр темы ПНС 1.0.187-1.030.19)

 

  1. Шифр темы ПНС 0.187-1.030.19

 

  1. Основание для разработки национального стандарта: Проект национального стандарта ГОСТ Р «ПОЛЯРНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ К СТАЦИОНАРНОЙ (ОПОРНОЙ)  АППАРАТУРЕ  ПОТРЕБИТЕЛЯ ГЛОБАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ»разработан Акционерным обществом «Российские космические системы» совместно с Автономной некоммерческой организацией «Научно-информационный центр «Полярная инициатива» в соответствии с Программой национальной стандартизации России на 2019 год (шифр темы ПНС 1.0.187-1.030.19).

Разработан впервые.

 

  1. Обоснование целесообразности разработки национального стандарта

В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года» и в разработанной на их основе «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденных Президентом РФ, в целях развития информационных технологий и связи и формирования единого информационного пространства в Арктической зоне Российской Федерации (далее – АЗРФ) предусмотрено, наряду с решением других задач, «создание надежной системы оказания услуг связи, навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг…, в том числе за счет применения глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС…» [Стратегия…, раздел III, п. 15].

В настоящее время в АЗРФ широко используется навигационная аппаратура потребителя (НАП) глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС и GPS различного предназначения, в том числе и высокоточная стационарная (опорная) геодезическая навигационная аппаратура потребителя (ГНАП). Она используется как автономно (в комплекте, состоящем из двух ГНАП), так и в составе наземной подсистемы ГНСС: на пунктах фундаментальной астрономо-геодезической сети;          на пунктах высокоточной геодезической сети; на пунктах спутниковой геодезической сети; на беззапросных измерительных станциях;          на контрольно-корректирующих станциях Системы дифференци-альной коррекции и мониторинга; на наземных измерительных пунктах; на командно-измерительных пунктах; на командно-измерительных комплексах и др.

К сожалению, ГНАП в полярных регионах функционирует не всегда безукоризненно. Подтверждением тому является накопившаяся за последние десятилетия статистика  внезапных отказов и сбоев в работе ГНАП, приводящих к значительному понижению точности  координатно-временных определений и даже к преждевременному выходу из строя  ГНАП.

В результате проведенных исследований коллективами ученых и специалистов из АО «Российские космические системы», других организаций космического приборостроения было выявлено, что ГНАП изначально создавались для работы в средних широтах с умеренными температурой, географическими условиями и климатом.

Например, согласно действующим руководствам для пользователя температура окружающей среды в период эксплуатации таких ГНАП должна быть не ниже «минус» 40°С; в программном обеспечении ГНАП реализованы математические модели тропосферы и ионосферы, построенные на основе изученности характера распространения радиоволн только в средних географических широтах, и др. Требования же по стойкости ГНАП к дестабилизирующим воздействиям географических, климатических и других факторов, характерных для  полярных регионов (обледенение, изморозь, сильные ветры, отсутствие условий для качественного заземления, вредное воздействие полярного сияния, радиации, геомагнитного поля, магнитных аномалий и др.) и меры противодействия им в этих руководствах не отражены. Именно это и стало причиной некорректной работы ГНАП и преждевременного выхода ее из строя. Таким образом, ГНАП, предназначенная  для использования в полярных широтах, в отличие от аналогичной аппаратуры, предназначенной для использования в средних широтах, должна обладать особым набором характеристик, которые наряду с безотказностью определяют ее надежность в процессе эксплуатации, в том числе и в экстремальных условиях Арктики.

Следует отметить, что до настоящего времени национального стандарта для ГНАП, предназначенной для использования в полярных регионах, в Российской Федерации еще не разрабатывалось. Подобного стандарта нет и за рубежом, в том числе и в приарктических государствах.

Основной целью разработки настоящего стандарта является регламентация:

общих требований, предъявляемых к ГНАП «полярного исполнения» на стадии ее проектирования и разработки (к основным характеристикам, метрологическому и программному обеспечению, надежности, составным частям, комплектности, безопасности), в том числе и в составе наземных подсистем;

специальных требований по стойкости ГНАП к дестабилизирующим воздействиям географических, климатических и других факторов, характерных для  полярных регионов;

правил результативного и высокоэффективного использования ГНАП в полярных регионах.

Настоящий стандарт предназначен для использования  в  качестве нормативного документа при испытаниях ГНАП на соответствие заданным техническим и эксплуатационным характеристикам, а также при обязательной ее сертификации.

 

  1. Краткая характеристика объекта и аспекта стандартизации

Стандарт распространяется на участников полярной деятельности – юридических и физических лиц, на оснащении которых имеется ГНАП ГНСС.

Аспектом стандартизации являются процессы высокоточного координатно-временного обеспечения стационарных наземных пунктов, комплексов и систем, функционирующих в полярных регионах.

КОД ОКС: 07.040 – Астрономия. Геодезия. География.

33.070.40 – Спутниковая связь

 

  1. Описание технико-экономической эффективности применения стандарта

Стандарт в области разработки и создания стационарной (опорной) навигационной аппаратуры потребителя глобальных навигационных спутниковых систем, предназначенной для работы в экстремальных условиях Арктической зоны Российской Федерации, будет способствовать высокоточному координатно-временному обеспечению пунктов, станций и комплексов, входящих в наземную подсистему ГНСС, за счет оснащения их соответствующей аппаратурой «полярного исполнения».

 

  1. Сведения о соответствии проекта национального стандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым документам Российской Федерации:

Проект национального стандарта соответствует законодательству Российской Федерации.

Настоящий проект национального стандарта разработан в соответствии и содержит ссылки на следующие документы:

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»;

         «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Утверждены Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. (Пр — 1969).

 

 

  1. Сведения о соответствии проекта национального стандарта международному стандарту или международному документу, не являющемуся международным стандартом, или иному документу, применяемому в качестве основы для проекта национального стандарта, сведения о форме применения данного стандарта (документа), а в случае отклонения от этого стандарта (документа) – обоснование этого решения:

Отсутствуют.

 

  1. Сведения о взаимосвязи проекта национального стандарта с ранее утвержденными национальными стандартами Российской Федерации, действующие в этом качестве межгосударственными стандартами, а также сводами правил, в том числе информацию об отличиях их положений, устанавливаемых в разрабатываемом национальном стандартом:
  2. ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
  3. ГОСТ Р 8.793-2012 Государственная система обеспечения единства измерений. Аппаратура спутниковая геодезическая. Методика поверки.
  4. ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения.
  5. ГОСТ Р 55539-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Навигационные модули для использования в наземной навигационной аппаратуре. Технические требования и методы испытаний

 

  1. ГОСТ Р 57370-2016 Глобальная навигационная спутниковая система. Геодезическая навигационная аппаратура потребителей. Общие требования и методы испытаний.

 

 

  1. Перечень источников информации, использованных при разработке проекта национального стандарта:

          1. Анпилогов В.Р. О проблемах спутниковой связи и вещания в Арктике // Технологии и средства связи. 2013. №6. С.36-47.

  1. Глушков В.В. История ледокольного флота и освоения Арктики. ИДЭЛ, М., 2017. 560 с.
  2. Глушков В.В. Состояние и перспективы развития спутниковой гидрометеорологической разведки в Арктике // Геопрофи. 2017. №2. С. 4-12.
  3. Жуков С.Е., Шадрин А.Г., НездоровинН.В.  Применение системы спутниковой связи специального назначения в Арктической зоне // Электросвязь. 2016. №12. С. 18-23.
  4. Каретников В.В., Пащенко И.В. Соколов А.И. Построение системы управленияи контроля высокоточным дифференциальным полем ГНСС ГЛОНАСС на Северном морском пути // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. С. 166-170.
  5. Куприков М.Ю., Рабинский Л.Н., Куприков Н.М. Полярное исполнение как объект регулирования конкурентоспособности в Арктике. Компетентность 2/2019.
  6. План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 г. Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. №3120-р.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от26 ноября 2016 г. № 1240 «Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы».
  8. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В. Путиным 20.02.2013 г. — М.: Правительство РФ, 2013. 18 с.
  9. Студенов В.В. Статус программыКОСПАС-САРСАТ и ее будущее развитие // Ракетно-космическое приборостроение и информационные системы. 2017. Т. 4, вып. 3. С. 16-23.

 

 

  1. Сведения о разработчике проекта национального стандарта:
  2. Акционерное общество «Российские космические системы» (АО «РКС»). Адрес: 111250, г. Москва, ул. Авиамоторная, 53.
  3. Автономная некоммерческая  организация «Научно-информационный центр «Полярная инициатива» (АНО НИЦ  «Полярная инициатива»). Адрес: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, дом 1, строение 1, пом. IX 55.

 

  1. Сведения о стандарте организации или технические условия, на основе которых разработан проект национального стандарта:

Отсутствуют.

 

  1. Сведения о публикации уведомления о разработке проекта стандарта

Уведомление о разработке проекта стандарта опубликовано на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет 15.06.2019.

 

  1. Сведения о публикации уведомления о завершении публичного обсуждения проекта стандарта

Уведомление о завершении публичного обсуждения будет опубликовано 15.08.2019

 

 

  1. Информация об использованных результатах научных исследований или испытаний, подтверждающих эффективность применения технических и/или технологических решений, на которые распространяется разрабатываемый проект национального стандарта:

При разработке проекта национального стандарта использованы результаты научных исследований и испытаний, выполненных, в том числе, в АО «Российские космические системы», и опубликованные в открытой печати:

  1. Замятин А.Г., Каретников В.В., Сикарев И.А., Солодовниченко М.Б. К вопросу определения вертикальной составляющей электромагнитного поля создаваемого контрольно-корректирующей станцией с учетом неоднородной структуры подстилающей поверхности // Эксплуатация морского транспорта. 2010. №1. С. 23-25.
  2. Каретников В.В., Андрюшечкин Ю.Н.Моделирование топологической структуры зон действия контрольно-корректирующих станций дифференциальной системы ГЛОНАСС, установленных на реке Обь // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2013 . №1. С. 86-89.
  3. Козелков С.В., Баранов Г.Л. Повышение помехоустойчивости контрольно-корректирующих станций спутниковых радионави-гационных систем с учетом влияния дестабилизирующих факторов // Новости навигации. 2008. №1. С. 16-19.
  4. Писарев С.Б., Ефремов П.Э., Баринов С.П., Малюков С.Н., Царев В.М., Аргунов А.Д. Особенности применения навигационных технологий при освоении Арктического шельфа России // Новости навигации. 2008. №1. С. 10-15.
  5. Шахнов С.В. Расчет функции ослабления поля контрольно-корректирующих станций с учетом влияния подстилающей поверхности // Вестник Государственного университета морского и речного флота им.и адмирала С.О. Макарова. 2015 . №1. С. 116-123.

 

Руководитель разработки:

Заместитель генерального директора

АО «Российские космические системы»,

кандидат экономических наук

                                                                           

                                                                            Е.А. Нестеров

 

Ответственный исполнитель:

Заместитель  начальника

Инновационного центра
АО «Российские космические системы»,

доктор географических наук,

кандидат технических наук

 

 

В.В. Глушков

 

Руководители организаций-разработчиков:

Генеральный директор

АО «Российские космические системы»

доктор экономических наук,

кандидат технических наук

 

 

А.Е. Тюлин

Директор

АНО НИЦ  «Полярная инициатива»,

кандидат технических наук

 

 

Н.М. Куприков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *