Уведомление о разработке национального стандарта Шифр ПНС 1.12.187-1.037.20

Уведомление о разработке национального стандарта Шифр ПНС 1.12.187-1.037.20

  1. Разработчик: АО «Российские космические системы», АНО Научно-информационный̆ центр «Полярная инициатива»
  2. Объект стандартизации с указанием кода ОКС: 07.040 Астрономия. Геодезия. География, 33.070.40  Спутниковая связь
  3. Наименование проекта национального стандарта: ГОСТ Р «ПОЛЯРНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ К БОРТОВОЙ АППАРАТУРЕ  ПОТРЕБИТЕЛЯ ГЛОБАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ»
  4. Положения, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов: нет аналогов
  5. Срок публичного обсуждения: 07.07.2020 – 07.09.2020 гг
  6. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу:электронные версии на tk187@tk187.ru и оригиналы направлять по адресу 125252 г.Москва а/я 12 для Куприкову Н.М.
  1. Копию проекта национального стандарта можно получить: https://yadi.sk/d/utpYE8YWqIcyPA

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту национального стандарта

ГОСТ Р «ПОЛЯРНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ К БОРТОВОЙ  АППАРАТУРЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ ГЛОБАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ»

(шифр темы ПНС 1.12.187-1.037.20).

 

  1. Шифр темы ПНС 12.187-1.037.20
  2. Основание для разработки национального стандарта:

Проект национального стандарта ГОСТ Р «ПОЛЯРНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ.ТРЕБОВАНИЯ К БОРТОВОЙ  АППАРАТУРЕ  ПОТРЕБИТЕЛЯ ГЛОБАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ»разработан Акционерным обществом «Российские космические системы» совместно с Автономной некоммерческой организацией «Научно-информационный центр «Полярная инициатива» в соответствии с Программой национальной стандартизации России на 2020 год (шифр темы ПНС 1.12.187-1.037.20).

Разработан впервые.

  1. Обоснование целесообразности разработки национального стандарта

В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года» и в разработанной на их основе «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденных Президентом РФ, в целях развития информационных технологий и связи и формирования единого информационного пространства в Арктической зоне Российской Федерации (далее – АЗРФ) предусмотрено, наряду с решением других задач, «создание надежной системы оказания услуг связи, навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг…, в том числе за счет применения глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС…» [Стратегия…, раздел III, п. 15].

В настоящее время в АЗРФ широко используется навигационная аппаратура потребителя (НАП) глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС и GPS различного предназначения, в том числе и бортовая навигационная аппаратура потребителя (БНАП). Она используется как автономно, так и в составе аппаратуры спутниковой навигации, электронно-картографических навигационных, навигационно-информационных, навигационно-связных, аварийно-спасательных и других систем (комплексов, модулей) на воздушных судах (самолетах, вертолетах, экранопланах, беспилотных летающих аппаратах и др.), морских судах (ледоколах, а также сухогрузах, танкерах, научно-исследовательских, научно-экспедиционных судах ледового класса и др.), ледостойких самодвижущихся платформах, дрейфующих полярных станциях типа «Северный полюс», наземном колесном и гусеничном транспорте (автомобилях, вездеходах, болотоходных тракторах, снегоходных тягачах и др.).

К сожалению, БНАП в полярных регионах функционирует не всегда безукоризненно. Подтверждением тому является накопившаяся за последние десятилетия статистика  внезапных отказов и сбоев в работе БНАП, приводящих к значительному понижению точности  решения навигационной задачи (определению координат и скорости перемещения подвижного объекта, поправки часов и скорости изменения поправки) и даже к преждевременному выходу из строя  БНАП.

В результате проведенных исследований коллективами ученых и специалистов из АО «Российские космические системы», других организаций космического приборостроения было выявлено, что БНАП изначально создавались для работы в средних широтах с умеренными температурой, географическими условиями и  климатом.

Например, согласно действующим руководствам для пользователя температура окружающей среды в период эксплуатации таких БНАП должна быть не ниже «минус» 35-40°С; в программном обеспечении БНАП реализованы математические модели тропосферы и ионосферы, построенные на основе изученности характера распространения радиоволн только в средних географических широтах, и др. Требования же по стойкости БНАП к дестабилизирующим воздействиям географических, климатических и других факторов, характерных для  полярных регионов (обледенение, изморозь, вибрация вследствие воздействия на БНАП различных возмущающих факторов (резкие ускорения во время полета воздушного судна, последствий его аварийной, жесткой посадки; тряска и толчки при движении ледокола или судна ледового класса во льдах, наземного транспорта по «разъезженной» дороге или сильно пересеченной местности и др.), сильные ветры, вредное воздействие полярного сияния, радиации, геомагнитного поля, магнитных аномалий и др.) и меры противодействия им в этих руководствах не отражены. Именно это и стало причиной некорректной работы БНАП, и преждевременного выхода ее из строя. Таким образом, БНАП, предназначенная  для использования в полярных широтах, в отличие от аналогичной аппаратуры, предназначенной для использования в средних широтах, должна обладать особым набором характеристик, которые наряду с безотказностью определяют ее надежность в процессе эксплуатации, в том числе и в экстремальных условиях Арктики.

Следует отметить, что до настоящего времени национального стандарта для БНАП, предназначенной для использования в полярных регионах, в Российской Федерации еще не разрабатывалось. Подобного стандарта нет и за рубежом, в том числе и в приарктических государствах.

Основной целью разработки настоящего стандарта является регламентация:

общих требований, предъявляемых к БНАП «полярного исполнения» на стадии ее проектирования и разработки (к основным характеристикам, метрологическому и программному обеспечению, надежности, составным частям, комплектности, безопасности);

специальных требований по стойкости БНАП к дестабилизирующим воздействиям географических, климатических и других факторов, характерных для  полярных регионов;

правил результативного и высокоэффективного использования БНАП в полярных регионах.

Настоящий стандарт предназначен для использования  в  качестве нормативного документа при испытаниях БНАП на соответствие заданным техническим и эксплуатационным характеристикам, а также при обязательной ее сертификации.

 

  1. Краткая характеристика объекта и аспекта стандартизации

Стандарт распространяется на участников полярной деятельности – юридических и физических лиц, на оснащении которых имеется  БНАП ГНСС.

Аспектом стандартизации являются процессы точного координатно-временного обеспечения воздушных, морских и наземных подвижных объектов, используемых в полярных регионах.

Код ОКС: 07.040 – Астрономия. Геодезия. География.

33.070.40 – Спутниковая связь

 

  1. Описание технико-экономической эффективности применения стандарта

Стандарт в области разработки и создания бортовой навигационной аппаратуры потребителя глобальных навигационных спутниковых систем, предназначенной для работы в экстремальных условиях Арктической зоны Российской Федерации, будет способствовать обеспечению безопасности движения воздушного, морского и наземного транспорта, перевозки грузов и пассажиров за счет оснащения его соответствующей аппаратурой «полярного исполнения»,  повышения точности и надежности навигации.

 

  1. Сведения о соответствии проекта национального стандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым документам Российской Федерации:

Проект национального стандарта соответствует законодательству Российской Федерации.

Настоящий проект национального стандарта разработан в соответствии и содержит ссылки на следующие документы:

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»;

         «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Утверждены Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. (Пр — 1969).

 

  1. Сведения о соответствии проекта национального стандарта международному стандарту или международному документу, не являющемуся международным стандартом, или иному документу, применяемому в качестве основы для проекта национального стандарта, сведения о форме применения данного стандарта (документа), а в случае отклонения от этого стандарта (документа) – обоснование этого решения:

Отсутствуют.

 

  1. Сведения о взаимосвязи проекта национального стандарта с ранее утвержденными национальными стандартами Российской Федерации, действующие в этом качестве межгосударственными стандартами, а также сводами правил, в том числе информацию об отличиях их положений, устанавливаемых в разрабатываемом национальном стандартом:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16019-2001 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний

ГОСТ 32455-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Морская навигационная аппаратура потребителей. Приемные устройства. Общие требования, методы и требуемые результаты испытаний

ГОСТ 33472-2015 Глобальная навигационная спутниковая система.  Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категории М и N. Общие технические требования

ГОСТ 33474-2015  Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств. Методы испытаний на соответствие требованиям по электробезопасности, климатическим и механическим воздействиям

ГОСТ Р 54119-2010 Глобальные навигационные спутниковые системы. Судовая многосистемная, многоканальная аппаратура потребителей ГНСС ГЛОНАСС/GPS/ГАЛИЛЕО. Технические характеристики, методы и требуемые результаты испытаний

ГОСТ Р 55539-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Навигационные модули для использования в наземной навигационной аппаратуре. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 57370-2016 Глобальная навигационная спутниковая система. Геодезическая навигационная аппаратура потребителей. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ Р ХХХХХ–2020 Полярное исполнение. Требования к стационарной (опорной) навигационной аппаратуре потребителя глобальных навигационных спутниковых систем. Специальные требования.

ГОСТ Р МЭК 60945-2009 Морское навигационное оборудование и средства радиосвязи. Общие требования. Методы испытаний и требуемые результаты испытаний

ГОСТ Р МЭК 61108-2–2010 Морское навигационное оборудование и средства радиосвязи. Глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС). Часть 2. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. Приемные устройства. Общие требования. Методы испытаний и требуемые результаты испытаний

 

  1.       Перечень источников информации, использованных при разработке проекта национального стандарта:

1. Анпилогов В.Р. О проблемах спутниковой связи и вещания в Арктике // Технологии и средства связи. 2013. №6. С.36-47.

Глушков В.В. История ледокольного флота и освоения Арктики. ИДЭЛ, М., 2017. 560 с.
Глушков В.В. Состояние и перспективы развития спутниковой гидрометеорологической разведки в Арктике // Геопрофи. 2017. №2. С. 4-12.
Жуков С.Е., Шадрин А.Г., НездоровинН.В.  Применение системы спутниковой связи специального назначения в Арктической зоне // Электросвязь. 2016. №12. С. 18-23.
Каретников В.В., Пащенко И.В. Соколов А.И. Построение системы управления и контроля высокоточным дифференциальным полем ГНСС ГЛОНАСС на Северном морском пути // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. С. 166-170.
Куприков М.Ю., Рабинский Л.Н., Куприков Н.М. Полярное исполнение как объект регулирования конкурентоспособности в Арктике. Компетентность 2/2019.
План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 г. Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. №3120-р.
Постановление Правительства Российской Федерации от26 ноября 2016 г. № 1240 «Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы».
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В. Путиным 20.02.2013 г. — М.: Правительство РФ, 2013. 18 с.
Студенов В.В. Статус программыКОСПАС-САРСАТ и ее будущее развитие // Ракетно-космическое приборостроение и информационные системы. 2017. Т. 4, вып. 3. С. 16-23

  1. Сведения о разработчике проекта национального стандарта:

Акционерное общество «Российские космические системы» (АО «РКС»). Адрес: 111250, г. Москва, ул. Авиамоторная, 53.

Автономная некоммерческая  организация «Научно-информационный центр «Полярная инициатива» (АНО НИЦ  «Полярная инициатива»). Адрес: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, дом 1, строение 1, пом. IX 55.

  1. Сведения о стандарте организации или технические условия, на основе которых разработан проект национального стандарта:

Отсутствуют.

  1. Сведения о публикации уведомления о разработке проекта стандарта

Уведомление о разработке проекта стандарта опубликовано на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет 24.06.2020.

  1. Сведения о публикации уведомления о завершении публичного обсуждения проекта стандарта

Уведомление о завершении публичного обсуждения будет опубликовано 07.09.2020

  1. Информация об использованных результатах научных исследований или испытаний, подтверждающих эффективность применения технических и/или технологических решений, на которые распространяется разрабатываемый проект национального стандарта:

При разработке проекта национального стандарта использованы результаты научных исследований и испытаний, выполненных, в том числе, в АО «Российские космические системы», и опубликованные в открытой печати:

  1. Бойко С.Н., Исаев А.В., Косоруков Д.С., Яскин Ю.С. Встраиваемая антенна для аварийных радиомаяков второго поколения системы КОСПАС–САРСАТ // Ракетно-космическое приборостроение и информационные системы. 2017. Т. 4, вып. 3, c. 46–57.
  2.   Замятин А.Г., Каретников В.В., Сикарев И.А., Солодовниченко М.Б. К вопросу определения вертикальной составляющей электромагнитного поля создаваемого контрольно-корректирующей станцией с учетом неоднородной структуры подстилающей поверхности // Эксплуатация морского транспорта. 2010. №1. С. 23-25.
  3.     Каретников В.В., Андрюшечкин Ю.Н.  Моделирование топологической структуры зон действия контрольно-корректирующих станций дифференциальной системы ГЛОНАСС, установленных на реке Обь // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2013 . №1. С. 86-89.
  4. Козелков С.В., Баранов Г.Л. Повышение помехоустойчивости контрольно-корректирующих станций спутниковых радионави-гационных систем с учетом влияния дестабилизирующих факторов // Новости навигации. 2008. №1. С. 16-19.
  5. Писарев С.Б., Ефремов П.Э., Баринов С.П., Малюков С.Н., Царев В.М., Аргунов А.Д. Особенности применения навигационных технологий при освоении Арктического шельфа России // Новости навигации. 2008. №1. С. 10-15.
  6. Шахнов С.В. Расчет функции ослабления поля контрольно-корректирующих станций с учетом влияния подстилающей поверхности // Вестник Государственного университета морского и речного флота им.и адмирала С.О. Макарова. 2015 . №1. С. 116-123.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *